КАРАБАХСКАЯ ТЕМА В РАБОТЕ ВУГАРА АХМЕДА
ÖZET
VUGAR AHMED'İN ESERLERİNDE KARABAĞ KONUSU
Profesör Vugar Ahmed, Güney Azerbaycan'ın tarihini ve edebiyatını, Güney'in önde gelen şahsiyetlerinin edebi eserlerini dikkatle araştıran, yayınlayan ve yayınlayan uzmanlardan biridir.
Edebi ve bilimsel faaliyetinin sınırları ne kadar geniş olursa olsun, ana enerjisini Güney edebiyatını incelemeye adadı. Şeyh Mohammad Khiyabani ve Mirjafar Peshawari üzerine yapılan ilk temel araştırmalar, Vugar Ahmadi'yi modern edebiyatımızın yetenekli ve çalışkan konuşmacılarından biri olarak tanıttı.
Vugar Ahmed'in diğer çalışma alanlarında olduğu gibi gazeteciliğinde de vatan, vatanseverlik ve ulusal kimlik ana temalardır. Gazetecilik yazılarında vatanın, vatanın, anadilin kutsallığını mecazi, tutkulu, sanatsal bir dille üst düzeyde yüceltir. Karabağ sorunu onu her zaman düşündürür ve birçok eserinde sorunla ilgili ilginç görüşler ifade eder.
Azerbaycan halkının Karabağ özlemini, Karabağ'ın acısını, Karabağ'a olan ihtiyacını bütün dünya biliyor. Özlem, acı ve ihtiyacın şu veya bu şekilde yansıması Vugar Ahmed'in eserlerinde özel bir çizgidir. Vugar Ahmed, eserlerinde bu fikirlerin hem propagandacısı hem de propagandacısıdır. Moskova, Tahran, İsveç, Letonya, İstanbul ve diğerlerinde. Şairle sahada gerçekleştirilen Karabağ konusu, konuşmalarının ana konusu oldu.
Anahtar Kelimeler: Yazar, yayıncı, Vatan, Karabağ, vatanseverlik, şiir, roman
Аннотация. Неутомимый исследователь, литературовед, критик, публицист, известный поэт, доктор филологических наук, профессор Вугар Ахмед занимает особое место в азербайджанской литературе.Профессор Вугар Ахмед - один из специалистов, тщательно исследующих, публикующих историю и литературу Южного Азербайджана, литературные произведения выдающихся деятелей Юга.Какими бы широкими ни были границы его литературной и научной деятельности, он все свои силы отдавал изучению южной литературы. Первые фундаментальные исследования шейха Мохаммада Хиябани и Мирджафара Пишавари представили Вугара Ахмед как одного из талантливых и трудолюбивых ораторов нашей современной литературы. Как и в других сферах творчества Вугара Ахмеда, родина, патриотизм и национальная идентичность - главные темы в его публисистике . Он воспевает святость Родины, родного языка в своих публицистических произведениях на высоком уровне образным, страстным, художественным языком. Проблема Карабаха всегда заставляет его задуматься, и в ряде своих работ он выражает интересные взгляды на проблему.
Abstract. An indefatigable researcher, literary critic, poet, Doctor of Philology, Professor Vugar Ahmad has a special place in the Azerbaijani literature.
Professor Vugar Ahmad is one of the specialists who studies and publishes the history and literature of South Azerbaijan, literary works of prominent figures of the South.
No matter how wide the boundaries of his literary and academic activity are, he has devoted all his effort to the study of the South literature.
The first fundamental studies about Sheikh Mohammad Khiyabani and Mirjafar Peshavari made known Vugar Ahmad as one of the talented and hardworking orators of our contemporary literature.
As in other areas of Vugar Ahmad's creative work, homeland, patriotism and national identity are the main themes in opinion journalism as well. He glorifies the Motherland, native language in his journalistic works by a figurative, passionate, artistic language. The problem of Karabakh always makes him think, and in a number of his works he expresses his opinions on this problem
Ключевые слова: писатель, публицист, Родина, Карабах, патриотизм, поэзия, роман.
Key words: writer, publicist, Motherland, Karabakh, patriotism, poetry, novel.
Неутомимый исследователь, литературовед, критик, публицист, известный поэт, доктор филологических наук, профессор Вугар Ахмед занимает особое место в азербайджанской литературе.
Профессор Вугар Ахмед - один из специалистов, тщательно исследующих, публикующих историю и литературу Южного Азербайджана, литературные произведения выдающихся деятелей Юга.
Какими бы широкими ни были границы его литературной и научной деятельности, он все свои силы отдавал изучению южной литературы. Первые фундаментальные исследования шейха Мохаммада Хиябани и Мирджафара Пишавари представили Вугара Ахмед как одного из талантливых и трудолюбивых ораторов нашей современной литературы.
Академик Васим Мамедалиев в своем «Предисловии» к книге Вугара Ахмеда «Слова, музыка и я ...» отметил: Самопровозглашенный Вугар Ахмед был не только поэтом, но и талантливым литературоведом, музыковедом, любителем литературы. Eго разностороннее творчество и его чувство музыки смогли привлечь внимание литературного сообщества »[1, с.3].
Как и в других сферах творчества Вугара Ахмеда, родина, патриотизм и национальная идентичность - главные темы в его публисистике . Он воспевает святость Родины, родного языка в своих публицистических произведениях на высоком уровне образным, страстным, художественным языком. Проблема Карабаха всегда заставляет его задуматься, и в ряде своих работ он выражает интересные взгляды на проблему.
Исторический опыт показывает, что публицистика занимает широкое место в творчестве писателей как форма литературной борьбы. Мотивы патриотизма, дружбы народов, героизма, верности, беспощадности по отношению к врагу всегда были сильны в журналистике.
Несомненно, очень полезно изучить широкую деятельность Вугара Ахмеда, острого писателя, создавшего богатые по форме и содержанию примеры из своих журналистских работ, а также изучить идеологические и художественные достоинства его работ как публициста. Авторские публицистические статьи отличаются широтой, образностью и разнообразием тематики. Журналистика В. Ахмеда развивалась на прогрессивных традициях азербайджанской литературы и отражала реалии общественной жизни. В его публицистических произведениях литературный язык беглый, свободный (Р. Набиоглу)
Весь мир знает тоску азербайджанского народа по Карабаху, боль Карабаха и потребность в возвращении Карабаха. Отражение тоски, боли и нужды в той или иной форме - особое направление в творчестве Вугара Ахмеда. Вугар Ахмед является одновременно пропагандистом этих идей в своей работе в Москве, Тегеране, Швеции, Латвии, Стамбуле и других странах. Лейтмотивом его выступлений становится карабахская тема, которую проводит локально поэт.
Особое литературное и художественное значение имеют автобиографический роман Вугара Ахмеда «Карабахская мечта или Победа во сне», написанный в 2012 году, и его историческая трилогия «Гарадаглылар» (2014), раскрывающая внутреннее лицо армянских дашнаков.
В автобиографическом романе «Карабахский сон или Победа во сне» Вугар Ахмад мечтал о победном марше единства на пути защиты Родины, земли и правды, но очнувшись от этого сна, дает следующую интерпретацию: Это была не сбывшаяся мечта, это была легенда. Я верю, что Всевышний Творец осуществит эту мечту, а сын турка утрет нос турецкому врагу и освободит Карабах »[2, с. 7].
Писатель также писал естественные и реальные события в «Азербайджане до последнего вздоха». Роман был впервые опубликован 22 ноября 2013 года в соответствии с «Распоряжением Президента Азербайджанской Республики о 130-летии Мухаммеда Амина Расулзаде». Неоспоримые заслуги, оказанные Мухаммадом Амином Расулзаде народу и земле Азербайджана, а также произошедшие события: удивительный патриотизм основателей Азербайджанской Демократической Республики, борьба пламенных сынов народа за Азербайджан. Независимость, политика геноцида дашнаков, Степана Шаумяна и армян в целом., Отражены беды, принесенные нашей стране советской властью.
Его исторический роман «Кероглу» (2020) - четвертый роман Вугара Ахмеда. Роман Вугара Ахмеда по мотивам эпоса «Кероглу» посвящен памяти Национального героя Азербайджана Мубариза Ибрагимова.
Доктор филологических наук, профессор Сейфаддин Рзасой так комментирует роман: «Вугар Ахмед вписал свое имя золотыми буквами в героической истории Азербайджана. Свою храбрость и отвагу он посвятил Мубаризу Ибрагимову, который отправил сотни армян на дно ада. За несколько часов. Несомненно, причина этого, как уже говорилось выше, - необычайная храбрость Мубариза Ибрагимова, одного из миллионов людей, поднявшихся на вершину шехидов, одну из самых недоступных вершин.
Вугар Ахмед начал свое творчесво с поэзии. Воспользовавшись наследием наших бессмертных классиков и великих поэтов 20 века, Вугар Ахмед вошел в нашу поэзию, вдохновленный произведениями национального поэта Бахтияра Вахабзаде. Вугар Ахмед своим пером открыл новый путь в нашей поэзии и привнес новое дыхание в нашу поэзию. В студенческие годы он учился у нашего великого народного писателя Исмаила Шихлы, поэтов Захида Халила, Фирузы Мамедли, известных литературных критиков, лингвистов, таких как Хейрулла Мамедов, Гималай Гасымов, Газанфар Кязымов, Аббас Гаджиев, и был в тесном контакте с народными поэтами Наби Хазри и Джабир Новруз.Его моральная поддержка и благословение поэта Мамеда Араза сыграло важную роль в его становлении как поэта.
Народный поэт Мамед Араз написал в предисловии к книге Вугара Ахмеда «Когда приходит мое вдохновение», охарактеризовав его творчество следующим образом: Он всегда чутко относился к произведениям наших классиков, поэтов старшего поколения, извлекал пользу из их стихов и вносил свой вклад. В наших стихах уверенно шагает Вугар. Я верю, что Вугар и дальше будет радовать своих читателей своими новыми стихами и доставлять им духовное удовольствие »[4., с.3].
Как известно, Вугар Ахмед также увлекался к жанрам поэзии. На сегодняшний день поэт опубликовал 5 стихотворений: «Моя мама», «Любовное стихотворение», «Старый квартал», «Плачущий ребенок», «Абшерон». Поэма «Любовь» состоит из 203 стихов. В стихотворении Вугар Ахмед подчеркивает чувство любви к Родине:
Как свята любовь к Родине,
Все должны любить ее, все ...
Порабащение Родиной нас не устраивает,
Мы не будем рабами перед лицом врага. [4.,c.5]
Тематика его стихов многогранна, разнообразна, богатство языка, сила художественного влияния постоянно растет и укрепляется. Основным лейтмотивом его стихов являются темы Родины, Карабахской скорби, Шуши и Тебризского посвящения, «Гейча хараи», Матери, любви и привязанности, природы. Книга поэта «Впереди добрые дни», изданная в 2005 году, открывается газелью «Ватандир». В творчестве великих поэтов тема Родины - главный смысл. Но в газели Вугара Ахмеда «Ватандир» восхваляется весь Азербайджан:
Разрешите мне снова и снова жаловаться на вас, Родина,
Где бы ни играли Сегах, это моя родина.
Моя Кибла, мой храм, мое последнее прибежище - моя родина,
Моя религия, моя Кааба, мой Коран, мое место поклонения - моя родина.
Баку, Гянджа, Нахчыван, Карабах - моя родина,
Абшерон, на который я открыл глаза, - моя родина. [4,с.12]
Родине удается превратить боль Земли, любовь к Родине, заботу и уважение к «Sega», которая является нашей историей, в горе всего мира. Поэт не может указать своим соотечественникам путь правды если он не горит за народ и Родину. Иначе говоря, поэт приходит в мир не для того, чтобы жить, а для того, чтобы сжечь себя и сохранить жизнь другим, и он должен нести в своем сердце боль своего народа как свою собственную печаль.
Любовь поэта к родине, ненависть к врагам превращает его гнев в пулю, когда он превращается в слово, зажигает чувства читателя и превращает их в шрапнель.
Карабах снова будет моим,
Мои враги будут горет в аду,
Родина считауе меня своим сыном,
Я ей за это благодарен [4., 15]
В этих стихах есть глубокая мудрость - освобождение Карабаха, месть врагам, и Родина считает тебя сыном. Это мечта поэта, где она ... Поэт суммирует мечты и сотен тысяч и вкладывает биение сердца в стихи в общем виде.
Ядро, корень, душа, кровь поэзии Вугара Ахмеда, боль Карабаха, трагедия Карабаха, рана Карабаха - это основа его творчества. В большинстве своих стихов он пишет прямо, иногда на совершенно разные темы, а в поэтических примерах он не может пройти, не коснувшись боли Карабаха даже одной строчкой. Отрывок из поэмы «Райский Карабах» - сердце поэта. Поэт кричит, как будто скучает по Чыдырской равнине:
Агдам, Лачин, Физули,
Диалект слаще сахара.
Мой диалект слаще сладкого,
Гора печали тянется к моему сердцу.
Мои глаза белые от тоски,
Я добавил к баяты песню, слово,
Я не могу добраться до ипподрома,
Влажная щека, райский Карабах. [5., с. 24]
В творчестве Ахмада важную роль играют национальный дух, гражданские мотивы, стремление к истории, возвращение к истокам, родине и земле, а его стихи о патриотизме отражают жизнь, национальную самобытность, нашу историю и даже мировые события. На протяжении всего творческого пути поэт всегда прославлял в своих стихах родину, ее трудолюбивых людей, природу и внутренний мир людей. В его стихах следует отметить тюркизм, азербайджанство, верность народу, привязанность к Родине.
Шушинская боль, потеря Шуши, которая была колыбелью хана, Бюльбюля, Натаван, - самое раненное место поэта. В своей философской поэме «Я в Карабахе» поэт пишет:
Я вчера ночью во сне видел Шушу,
Как божественно во сне ночью
Я в райском саду-Карабахе. [4., с.26]
Есть вершина над всеми высотами: ето Шехиды. Это величайшая честь и гордость - подняться на вершину Шехидов, пожертвовав своей жизнью и кровью для защиты своих земель и защиты нашей Родины. Уровень шехидов в глазах Бога - это высшая точка после пророчества. Что касается статуса шехидов в глазах Бога, в Священном Коране говорится: Не называйте убитых на пути Бога «мертвыми». Напротив, они живы, но вы не замечаете »[Aль-Бакара 2: 154]
Герои Карабаха, сражавшиеся за Родину, народ и землю, нашли отражение и в патриотических стихах Вугара Ахмеда. Поэт, хранящий память о наших сыновьях, погибших за свободу Родины, считает вершину Шехидов самой высокой горой. Он хочет, чтобы мы проголосовали за крик замученного Карабаха и Шуши и помогли ему:
Привет, во всем мире скандал,
Пик мученичества - самая высокая гора,
Шехиды Шуша, эй Карабах,
Короглу, Коч Наби,
Я посвятил вам это стихотворение, [4., с.33]
Сравнивая наших шехидов с Короглу и Коч – Наби поэт играет руководящую роль в правильном формировании военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Азербайджан подчеркивает уважение к нашей государственной независимости, гимну, армии и, наконец, нашему трехцветному флагу:
Есть мечта трех цветов,
Есть на свете мир
Есть гимн, воздух,
На флаге Азербайджана. [4., с.54]
Поэма Вугара Ахмеда «Мать шехида» рассказывает о матерях, которые встают от горя и становятся статуей гордости от горя. Это стихотворение - стон, крик разлуки и несправедливости ГЕРОИЧЕСКОЙ МАТЕРИ, которая послала своего дорогого сына за свободу Родины ...
Грустная мать сидит на краю,
Ее сын был убит, залит кровью,
Вернул Шушу Азербайджану. [6., с.54]
Вугар Ахмед - поэт, живущий неиссякаемыми мечтами и желаниями. Он считает свои мечты океаном, миром, знает путь своей судьбы. Его самое большое желание - возвращение Карабаха. Вугар Ахмед - интеллектуал, ценящий национальные и моральные ценности. Вугар Ахмед много раз бывал в наших святынях. Когда он посетил имама Резу в 1993 году, он в слезах раскрыл руки, молился Богу, пожелал свободы Карабаху и счастливых дней нашему народу. Бог слышит голоса тех, кто близок к Богу. К счастью, молитвы поэта были приняты, и его мечты сбылись. Ведь наши дома были освобождены от оккупации ...
Победа в 44-дневной Отечественной войне внесла разнообразие и атмосферу победы в нашу литературу. В победных стихах, написанных Вугаром Ахмедом накануне Отечественной войны, отражены любовь к Родине, славные победы нашей армии, мудрая политика Верховного Главнокомандующего, гимны наших освобожденных земель.
Наша 44-дневная великая борьба и победа принесли поэзии Вугара Ахмеда чувство радости и гордости. Его многочисленные стихи, написанные в духе победы, вскоре были опубликованы.
Победы победившей азербайджанской армии, особенно освобождение Шуши от оккупации и подписание врагом акта капитуляции, являются результатом упорной работы Верховного Главнокомандующего. Наряду с азербайджанским народом этим победам радуются каждый уголок страны, живой мир, а также души наших шехидов.
Ровно 30 лет терпения мы ждали победы,
Кто говорит, что мы не устали от тоски и разлуки,
Наконец, к счастью, мы не выдержали оккупации,
Любит Азербайджан - мой верховный главнокомандующий!
Мы слышали победы от Президента,
Миллионы были вынуждены покинуть свои деревни, города,
От цветка «Соловей» отделилась нация,
Любит Азербайджан - мой верховный главнокомандующий! [8]
«Мой верховный главнокомандующий», «Карабах - это Азербайджан», «Я в Карабахе благоуханием победы», «Мученики», «Карабах - это Азербайджан», «Родина», «Мученики», «Моя Родина» , «Защитить свою Родину», «Азербайджанский флаг», «Родина баяты», «Письмо солдату», «Марш Победы», «Очерк Карабаха» и другие. Каждое его стихотворение привлекает внимание смыслом и художественными достоинствами. Эти стихи, написанные поэтом, когда наши земли были освобождены от оккупации, одновременно заставляют задуматься и мобилизуют.
Отечественная война еще раз продемонстрировала миру единство и солидарность азербайджанского народа. Лозунг Верховного главнокомандующего «Карабах - это Азербайджан» был одним из главных условий независимости наших земель. В поэзии Вугара Ахмеда радость этого единства и равенства так же важна, как и радость победы. Поэт, ценящий наше единство, создает прекрасную картину нашего единства и счастья в стихотворении «Карабах - это Азербайджан». В стихотворении подчеркивается важность единства и братства Реджепа Тайипа Эрдогана и Ильхама Алиева:
Небо открылось
Судьба Карабаха,
Звук разбитого.
Смеялись провинции, села,
Смеялись бабушки и дедушки,
Закопченые печи,
Была бодрая погода.
Шехид в небеса улетел,
Ангелы были свидетелями этого,
Я не неверный и не аскет.
Но я люблю Господа.
Никогда не любил богатство,
Я сказал втайне Господу:
Бог скажет миру: -
Карабах - это Азербайджан !!!
Это Эрдоган и Илхам!!! [8]
Победные стихи, написанные Вугаром Ахмедом, - это поэтические образцы, посвященные теме Отечественной войны в азербайджанской поэзии. Стихи Вугара Ахмеда имеют большое значение как средство воспитания у азербайджанской молодежи чувства военного патриотизма.
Литература:
1. Вугар Ахмед. Слова, музыка и я. Баку, ГМК, 2003.
2. Вугар Ахмед. Карабахская мечта, или победа во сне. Баку, МБМ, 2012, 164с.
3. Айнура Алиева. Поэт Вугар Ахмед, в сердце которого тысяча и одна песня. (находится в детской библиотеке им. Ф. Кочарли) Баку-2018.
4. Вугар Ахмед. Когда приходит мое вдохновение. Баку-2003
5. Вугар Ахмед. Моя мать Баку, Эль-Альянс-2002, стр.24.
6. Вугар Ахмед. Хорошие дни впереди. Баку, Сур, 2008. 280 с.
7. Расим Набиоглу, Мушфиг Джабироглу. «Творческий путь Вугара Ахмеда». Баку, «МБМ», 2013. с.
Дилбер Рзаева Кафар кызы
Институт литературы имени Низами Гянджеви НАНА
(Баку, Азербайджан)
- Войдите, чтобы оставлять комментарии