Как здорово, что приходит весна!
В марте наши соотечественники по всему миру отмечают весенний праздник Новруз Байрам. Древнейшая история этого праздника, наилучшие пожелания, произносимые в этот день, его связь с закономерными природными явлениями – все это делает Новруз Байрам священным праздником, и с каждым разом этот праздник очаровывает нас все больше.
В далеком прошлом наши предки начали отмечать Новруз Байрам 21 марта не просто так. Философия природы, биологическое богатство единственного местообитания всего человечества, земного шара, делают Новруз Байрам заслуживающим большого внимания с научно-логической точки зрения.
С приходом весны природа начинает жить по законам единства и борьбы противоположностей. Замерзшая и увядшая природа оживает, пробуждаются ото сна родники, горные реки, расцветают деревья, поля и склоны гор надевают новые зеленые одежды свежей травы. Все обновляется, день становится такой же длинный, как и ночь, природа пестрит разноцветными красками. Везде чувствуется теплое дыхание весны.
Отметим, что Новруз Байрам – это не праздник одного рода, племени или народа. Его историю связывают с пророком Ноем, когда он причалил к горе Агрыдаг, а позже обосновался в районе современного Нахчывана. Есть также и те, кто связывает происхождение праздника с днем рождения святой Али, и даже с днем, когда она стал халифом. Все это хоть и может быть похоже на правду, но все же является догадками и легендами. Все секреты хранятся в самой природе, а ключ к этим тайнам – в языке.
Тюркские народы в давние времена называли Новруз байрам «Йенги иль» (yengi il др.азерб. «новый год»). В древнем Иране этот праздник уже начали называть Новруз. С астрономической точки зрения, а именно полный круг солнца, который приводит к увеличению дня, в зороастризме толковали как победу света над тьмой, Добра над Злом, Ормузда над Ахриманом (Ормузд и Ахриман – в иранской мифологии верховные божества добра и зла соответственно).
В языковом наследии якутских тюрков находит свое четкое выражение значение слова «bay». Оно толковалось, как дух, единство человеческого сообщества, священная сила, которая позволяет ему существовать. В давние времена земледелия и животноводства это понятие воспринималось дух человека, который покровительствует охотникам, приносит удачу и изобилие всему роду. Этот дух для человека родной, он сливается с человеческим духом, когда тот покидает тело. По этой причине перед праздником люди вспоминают покойных близких, посещают их могилы, чтобы поделиться праздником. Таким образом, праздник Йенги иль, позже ставший Новруз байрамом, зародился в этом мире и дошел до наших дней.
Прыжки через костер зародились, как дань уважения солнцу – источнику жизни на земле. В огне остается все плохое, он олицетворяет гибель Зла и торжество Добра.
Не даром в греческих легендах рассказывается о Прометее, который украл огонь с небес, за что был прикован к горам на Кавказе. Это доказывает, что огонь, вера в него зародились именно на Кавказе, среди первых кавказских народов – тюрков. Не будем забывать, что и одно из древнейших мест паломничества зороастрийцев, храмовый комплекс Атешгях, находится в поселке Сураханы, недалеко от Баку.
Христиане связывают Новый год с рождением пророка Исы лишь условно, ведь этому нет научного обоснования. Но почему Рождество отмечается именно 25 декабря? Подобный праздник отмечали в давние-давние времена еще Египтяне, и приходился он также на 25 декабря. С астрономической точки зрения, после 22 июля, самого длинного дня в году, ночь постепенно становится длиннее. То есть, изменяется плоскость вращения Земли вокруг Солнца, из-за чего на поверхность земли попадает меньше солнечных лучей, и продолжительность темного времени суток увеличивается. Самая длинная ночь в году – 22 декабря, после чего лишь с 25 декабря день начинает удлиняться буквально по секундам. Рождество означает рождение чего-то нового.
В Азербайджане перед празднованием Новруза выращивают сямяни – ростки пшеницы. В многих индоевропейских языках слова «семя», «семена» имеют одно происхождение, один корень. В азербайджанском языке слово «saman» означает «мякина», отбросы, получающиеся при молотьбе хозяйственных растений. Древние славяне отмечали этот праздник, как и тюркские народы. Начиная с I в. н.э. с этим стали бороться, как с пережитками идолопоклонничества, а в XVIII в. указом Петра I был принят европейский новый год, а прежняя история стерта из памяти.
Алтайские тюрки в начале весны с пробуждением природы празднуют один из своих любимых праздников – Айзит. Айзит – это имя богини плодородия, которую местный народ почитает с древнейших времен. По мнению ученых праздник Айзит был связан с шаманством, с праздником начала весны у древних тюрков. В этот период они приводят дом в порядок, надевают чистую одежду, готовят лучшие блюда. Этот праздник встречается и у тюркских народов, проживающих в Сибири и по берегам Волги, а также у Кёктюрков (Кёктюрки (небесные тюрки) – жители территории бывшего Тюркского каганата).
Некоторые исследователи по-другому объясняют термин Новруз. В Иране он представлен, как «Ноу-Рузе», что означает «новый день». На самом деле, согласно древнеперсидским грамматическим правилам, вместо «Ноу-Рузе» должно быть «Рузе-ноу». И по сей день население Ирана называет праздник весны именно так.
Новруз байрам отмечают даже немцы. Следует ткаже знать, что с древнейших времен каждую весну этот праздник отмечают древние тюркские народы, некоторые иранские племена, жители Индии, Средней Азии, Сибири, побережья Волги.
Древний среднеазиатский поэт, ученый-математик Омар Хайам в известном произведении «Новрузнаме» («Книга о Новрузе», XII в.) объясняет приход весны движением Солнца. Солнце совершает один цикл смены времен года за 365 дней, 5 часов и 48 минут, и в этот день оно проходит ту точку своей орбиты, с которой начинается весна.
Таким образом, ни один народ не в праве «присваивать» праздник Новруз байрам. Сегодня он отмечается на уровне ООН, в Европе известен, как весенний праздник тюльпанов. Традиции в этот день быть радостным и веселым, красить яйца и «биться» имя существуют у многих народов. Если сямяни – это символ пробуждения природы, то яйца – это символ зарождения жизни. Согласно мнению некоторых историков, эта традиция передалась немцам и венграм от древних гуннов, тюркских племен. В Древнем Риме новый год также довольно продолжительное время начинался в марте. Лишь приказом Юлия Цезаря Новый год в Риме был перенесен на январь в честь бога Януса. Во Франции Новый год в XII-XIII вв. начинался 25 декабря, а уже позже вплоть до XVII в. его стали связывать с священным праздником Пасхи и встречали 1 марта. А в 1654 году указом короля Карла IX Новый год был перенесен на 1 января. Эта традиция затем распространилась почти по всем европейским странам.
Дорогие соотечественники, поздравляю вас с праздником Новруз байрам! Желаю вам еще много-много лет также встречать весну, пусть она несет благополучие вашему дому и изобилие вашим семьям!
Ашраф Гусейнлы,
член Международного союза писателей и публицистов,
кандидат исторических наук.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии